Радоваться успехам российского кино пока слишком рано

15 Дек 2017 | Автор: | Комментариев нет »

Радоваться успехам российского кино пока слишком рано

Российское кино завершает год с рекордными показателями успеха. По крайней мере, об этом заявил министр культуры РФ Владимир Мединский. Чисто арифметически общая сумма сборов в 12 млрд рублей действительно может рассматриваться как сенсация. Но можно ли считать это успехом в полном смысле? К большому сожалению, нет.

О рекордных коммерческих успехах российского кино заявил министр культуры Владимир Мединский, выступая на заседании комитета Госдумы по культуре. Общие кассовые сборы отечественных фильмов в уходящем году превысили 12 млрд рублей.

Деньги – это всегда хорошо. Однако не всякий доход есть прибыль, и не всякий красивый доклад чиновника отражает реальное положение дел в индустрии. В данном случае победные реляции министра культуры оставляют двоякое впечатление. Цифрам радуешься, а вот общий смысл происходящего наводит на мысли, что Минкульт главным образом стремится себя похвалить: мы, мол, молодцы и освоили пятилетку в четыре с половиной года.

Сама подача материала вызывает ощущение некоторой подтасовки. Взять хотя бы тот факт, что в докладе министерства цифра сборов в 12 млрд за 2017 год почему-то противопоставляется 5,8 млрд из 2011 года. Получается красиво – будто бы увеличили прибыль более чем в два раза. Однако при чем тут, собственно, 2011 год и цены 2011 года? Напоминает манеру большевиков все свои достижения соизмерять с 1913-м.

Успехи российского кино в нынешнем году было бы логичнее сравнивать с годом предыдущим. Тогда отечественные фильмы собрали 8 млрд рублей, что, конечно, значительно меньше, чем 12 млрд, но сенсационный стиль «удвоили в два раза» уже не работает.

Дальше – больше: вопросы вызывает сама методика подсчета. Прежде всего, как быть с фильмами, которые стартовали под Новый год? В основном, конечно, речь идет о «Викинге» с его мощной кассой в 1,5 млрд рублей. В презентационных материалах к докладу, опубликованных на сайте комитета, «Викинг» не упоминается. Нет там, однако, и общего списка фильмов, так что ничто не помешало бы включить ленту Андрея Кравчука в итоговый подсчет. Во всяком случае, именно так сделали в наиболее полной статистике, которая публикуется на сайте «Кинобизнес». Фильмы, стартовавшие в 2016 году, отмечаются звездочкой. И, как несложно заметить, «Викинг» занимает второе место.

Так входит ли его касса в итоговую сумму 12 млрд рублей или нет? Вопрос не праздный. Вычти из нее полтора миллиарда, останется 10,5. Добавь эту же сумму к предыдущему году, получится 9,5. Теперь уже и вовсе никакой сенсации по цифрам нет – просто умеренный рост.

Все это можно было бы считать придирками и попыткой журналистов «испортить праздник», если бы не одно «но». 12 или 10 млрд – это, в сущности, вообще неважно, хотя бы даже 15. Беда в том, что российское кино не окупается. Так имеет ли смысл похваляться доходом, имея отрицательную прибыль?

Арифметика тут простая. Чтобы фильм окупился, нужно собрать два исходных бюджета, лучше – два с половиной. Это самая низкая планка, при взятии которой можно говорить о том, что дело не в безнадежном минусе.

Концепция «двух бюджетов» опирается на ту логику, что кинотеатры забирают себе половину сборов. Дальше начинаются многочисленные нюансы. Во-первых, помимо бюджета собственно кинопроизводства, существует еще рекламный бюджет, а его показатели обычно не разглашаются. Во-вторых, российский прокат – это еще не все деньги: фильмы продают за границу и демонстрируют по телевидению. Это тоже непрозрачные показатели, поэтому реальный дебет с кредитом известны лишь посвященным, а публика может судить об успехе фильма только путем сопоставления бюджета и кассовых сборов. Поговорить о них любят многие – не только министр культуры, но про исходные вложения, тем более о правиле «двух бюджетов», обычно забывают.

Грандиозный успех в 1,5 млрд того же «Викинга» смотрится совсем иначе, если вспомнить о том, что производство фильма стоило 1,25 млрд, то есть для минимального уровня окупаемости нужно было собирать 2,5 млрд. Подобная ситуация наблюдается и с другими нашумевшими в этом году картинами: «Время первых» (бюджет – 400 млн, сборы – 562 млн), «Крым» (бюджет – 350 млн, сборы – 345 млн), «Аритмия» (бюджет – 54 млн, сборы – 86 млн). О приснопамятной «Матильде» и говорить нечего: бюджет 0,8 млрд, скандал на триллион, а сборы с трудом превысили 500 млн.

Вплотную к порогу окупаемости приближается «Салют-7» (бюджет – 400 млн, сборы – 781 млн), но это, как несложно посчитать, нижняя граница нижней планки.

Объективный коммерческий успех можно отметить у «Притяжения» (бюджет – 380 млн, сборы – 1,07 млрд) и, конечно же, у лидера года – фильма «Последний богатырь». При бюджете в 370 млн рублей фильм собрал 1,7 млрд рублей и стал самым кассовым в истории российского проката. Это тот случай, когда зритель проголосовал ногами – ленту посмотрели более семи миллионов человек (для сравнения: ближайшие конкуренты – «Притяжение» и «Салют-7» – имели аудиторию в 3,8 и 3,1 млн зрителей соответственно).

Так что, безусловно, «Последний богатырь» – это настоящий успех нашего кино, и с точки зрения денег, и с точки зрения публики. У фильма есть своего рода «допинг» – он семейный, чтобы не сказать, детский, а такие проекты всегда рассчитывают на повышенную кассу (дети идут в кинотеатры не одни, а с родителями), но это заслуги «Богатыря» никак не умаляет.

К сожалению, радостные исключения лишь подтверждают печальное правило. В среднем, для российского кинопроизводства не то что заработать, а даже окупиться в прокате – это уже небывалое счастье. Поэтому нет ни единого шанса на то, что заявленная Мединским цифра в 12 млрд свидетельствует о положительном балансе затрат и результата.

Другой повод для гордости Минкульта – это рост интереса к отечественному кино в сравнении с иностранным. В докладе министра утверждается, что этот показатель сейчас составляет 25%, то есть четверть зрителей выбирает отечественное. Правда, сравнение тоже почему-то приводится с 2011 годом и тогдашним показателем 17%.

Сам по себе рост, разумеется, радует. Но неужели четверть от рынка у себя дома – это так уж и здорово? По идее, зритель должен питать первоочередной интерес к отечественному интеллектуальному продукту, а к импортному – постольку поскольку (во многих странах с развитой киноиндустрией именно так и происходит, причем не только в США). То есть в идеале пропорция должна быть обратной – три четверти нашего кино и четверть на «не наше». Или хотя бы фифти-фифти с учетом того, что по количественному показателю российское кинопроизводство с Голливудом конкурировать просто не в состоянии.

Если вникать в детали, становится совсем грустно. Общий зачет по кассовым сборам в 2017 году показывает, что весь славный успех российского кино – это успех одного фильма, того самого «Последнего богатыря». Во всяком случае, это единственная отечественная картина, которая вошла в Топ-10 по общему результату и расположилась на почетном втором месте вслед за очередными «Пиратами Карибского моря», которые собрали 2,2 млрд рублей.

Нетрудно заметить, что почти все импортные фильмы из первой десятки имеют больше миллиарда сборов и легко бьют всех прочих русских конкурентов.

Так что говорить об успехе российского кино в целом пока преждевременно. Деньги – это, повторимся, всегда хорошо, но о зрителях забывать тоже не дело.

 


Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Twitter-новости
Яндекс.Метрика
Наши партнеры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

info@vesti-news.moscow

О сайте

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников — имеют обратную ссылку на материал в интернете или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. Если Вы обнаружили на нашем сайте материалы, которые нарушают авторские права, принадлежащие Вам, Вашей компании или организации, пожалуйста, сообщите нам.