Экономика России ставит под сомнение ставку Путина на «прорыв»

13 мая 2018 | Автор: | Комментариев нет »

Экономика России ставит под сомнение ставку Путина на "прорыв"

7 мая, в день вступления в должность президента, Владимир Путин подписал новый «майский указ». Базовой целью в нем названо заметное повышение уровня жизни населения — к 2024 году уровень бедности должен быть снижен вдвое.

В документе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» также сказано, что за шесть лет должен быть обеспечен устойчивый рост реальных доходов граждан, и рост уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции.

Другими словами, глава государства дал понять, что жить в ближайшие годы будет лучше. И все вроде бы правильно и хорошо. Но возникает вопрос: а как выполнены первые «майские указы»? Их, напомним, Путин подписал — день в день — шесть лет назад, и они также должны были существенно улучшить жизнь россиян. Правда, не к 2024 году, а уже к 2018-му.

Как признал сам Путин на заседании поздно вечером 6 мая в Кремле — за день до отставки кабмина и своей инаугурации — правительство не достигло «с точностью до запятой» всех показателей, которые были заложены в первых «майских указах».

И это еще мягко сказано. Так, в первых указах ставилась задача увеличить к 2018 году размер реальной заработной платы в 1,5 раза. На деле, из-за введенных в 2014-м санкций Запада и падения цен на нефть, население России стало стремительно беднеть. За три года, по подсчетам Росстата, кошельки граждан РФ опустошились на 11%. В денежном выражении люди потеряли 4,9 триллиона рублей — настолько сократилась их покупательная способность.

По оценкам же экспертов РАНХиГС, в регионах картина еще более мрачная: в Самарской области обвал доходов населения за 4 года достиг 30% (почти втрое больше среднероссийского спада), в Челябинской, Кемеровской области и республике Тыва, Пермском крае, Магаданской области и республике Коми составил 20% или больше.

Да, 4 мая правительство бодро отрапортовало, что по первым «майским указам» «выполнено и снято с контроля 165 поручений — 91,7% от числа поручений, которые должны были быть выполнены к настоящему времени». Но на практике бюджет РФ пополнялся во многом благодаря девальвации рубля. Достаточно напомнить, что 31 декабря 2013 года официальный курс доллара в России составлял 32,72 руб., а уже 2014-й год завершился с показателем 56,23 руб. за доллар. За счет обесценивания национальной валюты шло и повышение зарплат бюджетникам, и реализация социальных программ.

В итоге оказалось, что первые «майские указы» исполнены лишь на бумаге. Да, Крым наш, и мощь наших Вооруженных сил, продемонстрированная в Сирии — это отлично. Но на хлеб эти успехи не намажешь.

А теперь правительству все того же Медведева поручено реализовывать «майские указы 2.0». Заметим, в декабре 2013 года занимавший тогда пост замминистра экономического развития Андрей Клепач отмечал, что для полной реализации первых «майских указов» требуется ежегодный экономический рост в 7% ВВП. Новые указы еще более амбициозные, а экономика еле-еле раскочегарилась до 1,5% ВВП. Так и хочется спросить: что спасет «майские указы 2.0»? Еще одна девальвация рубля, или небывалый взлет цен на нефть?

— Цели нового «майского указа» не стали неожиданными — они были сформулированы Путиным в ходе послания Федеральному собранию, — считает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. — Другое дело, мы действительно наблюдаем конфликт между заявленными целями и имеющимися средствами.

Амбициозность целей понятна. Она направлена на то, чтобы удержать позиции России в мире. Если темпы роста российской экономики будут ниже 3,5% ВВП в год, наша доля в мировой экономике будет неизбежно сокращаться. Ничего хорошего это нам не сулит.

На деле, ситуация неплохо описывается цитатой из «Алисы в Зазеркалье»: «Приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте, а чтобы попасть в другое место, нужно бежать вдвое быстрее».

«СП»: — Как скоро наша экономика может выйти на такие темпы роста?

— В 2018-м рост, скорее всего, будет очень слабым. Затем мы можем начать потихоньку ускоряться. На отметку в 3,5% ВВП — в лучшем случае, при условии реформ — мы можем выйти только к 2020 году. Если же новое правительство оставит экономику в ее нынешнем виде, Россия, я считаю, обречена в ближайшие шесть лет пребывать в «гетто» двухпроцентного роста.

Этого совершенно недостаточно не только для удержания наших позиций в мире, но и для гарантированного исполнения социальных обязательств, которые отражены в новом «майском указе».

Судите сами. О каком росте уровня пенсионного обеспечения, как предписано в указе Путина, может идти речь, если коэффициент замещения у нас (отношение среднего размера пенсий к среднему размеру заработной платы) демонстрирует устойчивую тенденцию к сокращению? У нас этот коэффициент до сих пор не вышел на рекомендованный Международной организацией труда уровень 40%, хотя разговоры об этом идут с так называемой валоризации пенсий 2010 года.

При этом трансферт в ПФР из федерального бюджета на ближайшие три года остается на уровне 2 трлн. рублей в год, а сам Пенсионный фонд покрывает страховыми взносами расходы на выплату страховых пенсий лишь на 2/3.

Даже для того, чтобы просто заткнуть дыру в Пенсионном фонде, нужен серьезный экономический рост. А нашей экономике мешают расти структурные ограничения.

Напомню, по неблагоприятному сценарию к 2035−2040 году население России может сократиться до 129 млн. человек. Что до сокращения трудоспособного населения, то уже в 2018 году мы сталкиваемся с ситуацией, когда по ряду профессий возникает дефицит на рынке труда.

Мешает росту неблагоприятный инвестиционный климат, отсутствие конкуренции, сырьевая структура экспорта. Добавлю, что у нас доля государства в экономике, по самом скромным оценкам, около 50% ВВП. Одно это говорит об абсолютно недостаточном уровне развития малого и среднего предпринимательства.

Все эти проблемы необходимо решать, если правительство Медведева собирается исполнять новый «майский указ».

«СП»: — С чего кабмину было бы логично начать?

— С формирования внятной и структурированной повестки в экономической политике. Плюс, с проведения бюджетной консолидации с повышением эффективности госрасходов.

Показательно расследование Генпрокуратурой ситуации с Минсельхозом: в 2017 году ведомству было выделено на льготное кредитование аграриев около 25 млрд. рублей, из них целевым образом потрачено только четверть средств — остальные «зависли». Это говорит о крайней неэффективности нынешнего госуправления.

Правительству необходимо добиться снижения давления силовиков на бизнес, внятно объяснить, что будет с налоговой системой. Иначе бизнес и дальше будет вести себя, как сейчас: пытаться ухватить чуть-чуть здесь, чуть-чуть там, если что-то можно продать на рынке — продавать не задумываясь, и задирать цены до небес, потому что спрос невелик.

Новый «майский указ», замечу, нынешние экономические неопределенности развеивает слабо. Он задает направление, в котором России необходимо двигаться, но не отвечает на вопрос, как это делать. И если правительство Медведева все оставит как есть, «прорывов во всех сферах жизни», о необходимости которых говорил в инаугурационной речи Владимир Путин, может и не случиться.

— Когда в апреле Дмитрий Медведев отчитывался перед Госдумой об итогах шестилетней работы правительства, он не привел никаких сравнительных цифр, — отмечает председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова, профессор кафедры международных финансов МГИМО (У) Валентин Катасонов. — Он назвал это время «годами испытаний, испытаний на прочность нашей экономики», которая получила много «сильных ударов»: финансовый кризис, обвал сырьевых рынков, санкции, рассказал, что «мы не просто выжили, мы начали развиваться». Но ни слова не сказал, какие показатели были поставлены в первых «майских указах», и насколько они в реальности достигнуты.

Для меня это было удивительным. Даже в самые застойные годы Советского Союза собирались пленумы ЦК и проходили съезды компартии, на которых генеральный секретарь ЦК КПСС обязательно зачитывал отчетный доклад. В этом документе всегда имелись таблицы, в которых приводились четкие показатели — плановые и фактические.

По ряду показателей случались недовыполнения, а иногда даже провалы. Зато люди четко представляли, куда идет экономика страны.

Напротив, в словесной каше, которую вывалил Медведев перед депутатами, разобраться при всем желании невозможно. Но я вполне допускаю, что коллеги премьера по правительству рассуждают примерно так же. Поскольку все они, на мой взгляд, живут в какой-то второй реальности — есть такое понятие в социальной психологии.

Эти люди, я считаю, занимаются вовсе не экономикой. Экономика — всегда созидательное строительство. А у нас в стране мы наблюдаем обратный процесс — наш общий дом экономический блок правительства разбирает по кирпичику, а нам при этом объясняет, что в поте лица занимается экономикой.

Именно поэтому я не жду ничего хорошего — ни от нового «майского указа», ни от переназначения Медведева на должность премьера.


Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Twitter-новости
Яндекс.Метрика
Наши партнеры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

info@vesti-news.moscow

О сайте

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников — имеют обратную ссылку на материал в интернете или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. Если Вы обнаружили на нашем сайте материалы, которые нарушают авторские права, принадлежащие Вам, Вашей компании или организации, пожалуйста, сообщите нам.